95983098 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Кимельфельд Дмитрий

Инфо E-mail Фото Пресса Тексты и Аудио Дискография Библиография Обратно

Белый лист киевской авторской песни  Новиков Владимир  "Граффити" №2(8) и №3(9) 1997г., Киев.(русский язык, Гл. редактор - Дмитрий Бураго)  19-02-97
                В конце 70-х годов, дабы отмежеваться от набившего оскомину понятия ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) и не слишком пугать власти западным словом "РОК", музыканты, начавшие петь и играть новые, "отличные от других" песни, стали называть себя "группа", будь то "Машина впемени" или же "Аквариум". Кстати, и Макаревич, и Гребенщиков - как ни крути, выходцы из авторской песни. В бардовской песне это "переименование" происходило постоянно, но суть оставалась та же - упор делался на откровенность и честность стиха, на хорошую поэзию, правда не всегда оправданный в том случае, когда самодеятельный автор писал серенькую музыку, в стиле серенького профессионального композитора, на свои или чужие стихи. И как её только не обзывали: студенческая, блатная, пародийная, туристская, альпинистская, сионистская, любительская, походная, гитарная, самодеятельная, авторская, бардовская и даже патриотическая. Начало современной истории киевской авторской песни мало чем отличается от московской или питерской. Правда, только сначала так было, а затем, на идущую в "общем строю" киевскую песню, традиционно консервативные с еще добольшевистских времён киевские власть имущие наложили свой отпечаток. Появились свои нюансы и особенности. Так вот о них.
Даже если не ставить под сомнение исследования и утверждения прекрасного историка движения КСП (клуб самодеятельной песни) Ю.А.Андреева в книге "Наша авторская..."(изд.Москва,"Молодая гвардия", 1991 год) о возникновении тысячи лет назад общемирового явления - "движение авторской песни", то всё равно традиционно считается, что самые близкие предшественники современной авторской песни - городской романс Х1Х века и романсы А.Вертинского. Рождение современной самодеятельной песни (в большей части туристской) мы относим к 30-м годам. Вот что рассказывает об этом Михаил Григорьевич Львовский, автор почти трёхсот песенных произведений, многие из которых популярны среди туристов, автор сценариев кинофильмов "Я вас любил", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Это мы не проходили", "Я больше не буду": "Тогда было так же, как и сейчас, но... по-другому. В наши дни песни слагают физики и учителя, рабочие и врачи, геологи и учёные. Очень широк круг авторов, тем, музыкальных решений, стихотворных находок. А в 30-е годы существовал "посёлок" - так называли квартиру Павла Когана на Ленинградском проспекте Москвы. Туда "принимали" только тех, чьи стихи нравились "посельчанам". Начинали со стихов, потом появились песни, правда, в большинстве на известные бытующие мотивы. Первой "настоящей" стала "Бригантина". Был и Литературный институт им.Горького, где собирался интереснейший коллектив студентов-поэтов: Д.Самойлов, П.Коган, М.Кульчицкий, Н.Майоров, Е.Агранович, А.Копштейн, Н.Отрада, С.Наровчатов. Естественно, студента (как и туриста) без песен представить трудно."
И первоначальное (хотя и не единственное) название - туристская песня - тоже имеет свою предысторию. Лет сто назад Чехов и Гиляровский, к тому моменту уже изрядно поездившие по Европе, на базе московского "Клуба поднятия тяжестей" создали "Клуб велотуризма". Потихоньку, с перерывом в первую мировую войну и большевистский переворот, туризм развивался и принимал новые формы. Туристские традиции возобновились в конце 20-х - начале 30-х годов. Появились пешеходный, горный туризм, но в основном - альпинизм. Набрали силу Крымский и Кавказский горные клубы, которые имели ряд лагерей (базы-приюты), объединённых в единую организацию - ОПТЭ (объединение путешествий, туризма и экскурсий), имеющую даже свой журнал. Одним из активистов был А.Косарев, любимец молодёжи. Но к 1938 году ОПТЭ было разгромлено, а к 1939 году были досажены последние члены этой организации, отнюдь не подпольной. Вместо ОПТЭ попытались создать Всесоюзную секцию туризма. Но толком до ума довести не удалось. На пороге уже стояла война. Сразу после Великой Отечественной войны открывались новые ВУЗы, и перед глазами студенческой молодёжи стояли герои Победы, Герои восстановления из руин страны, впереди была вся жизнь. С лозунгом "Есть место подвигу!" молодёжь, с присущим ей свободолюбием, кинулась покорять романтические дали. Как в 1935 году писателей объединили в некий союз, в 1949 году и на туризм "наступила" пора официоза. В Киев это веяние пришло с опозданием. Хорошо это или плохо - неизвестно. Одним туристам он был как-то без надобности, им и так хорошо было, да только их никто не спрашивал. Партия вела, контролировала и от этого спокойнее себя чувствовала. Другие туристы искали этот самый официоз - ходили по партийным и профсоюзным инстанциям - сказывалась нехватка снаряжения и финансового обеспечения походов. "Наверху" же думали, к какому отделу прикрепить туризм. Может к курортному? Но никто не хотел брать на себя непонятные функции. Что-то "там" не сложилось, и туризм стал спортом. И вот, в 1954 году, туризм в Киеве отделился от альпинизма. Первым председателем городского клуба туристов стал С.Коробков. И уже в 1954 году, на территории Гидропарка прошли первые, чисто туристические соревнования. В них приняли участие 4 команды: Киевского государственного университета, КПИ, гидромелиоративного института и (киевского тогда ещё) училища прикладных искусств. В дальнейшем, чтобы разнообразить соревновательный процесс, на слётах ввели конкурс туристской песни. Какие же песни пели тогда туристы, 98% которых составляла интеллигенция в том или ином виде? Что и вся страна - от "Нас утро встречает прохладой", вперемежку с песнями Г.Лепского и П.Когана "Бригантина", "Глобус", М.Светлова "За зелёным забориком", на стихи Б.Пастернака "Пью горечь тубероз", "Как из дальнего похода шел боец - слуга народа" на стихи С.Наровчатого (музыка Г.Лепского), много песеи Е.Аграновича, песни на стихи Р.Киплинга "Только пыль, пыль, пыль от шагающих сапог" - до блатных "одесских" песен, типа "А ну-ка убери свой чемоданчик". Пелись песни 30-х годов, после войны - "Тёмная ночь" и песни военной тематики, безобидно-шуточные и пародийные песни (чаще на туристскую тему), переделанные из известных песен: на мотив "Гоп со смыком"("Якось до Кавказу я попав..." ) или же на мотив "Дубинушки"

"Кто бродягою стал,
Тот грустить перестал,
На турбазах не жизнь, а малина,
Лишь в туристах вся соль,
Остальное всё ноль,
И пижон, и стиляга - дубина."


Часто просто не зная, кто автор той или иной песни.
После ХХ съезда КПСС, когда раскрепостилась творческая инициатива людей, народ запел свои песни - песни разные, и хорошие, и безобразные - в общежитиях на студенческую тему, в лесу у костра - на туристскую, на коммунальных кухнях пели о себе, о любви, о друзьях, о времени, в котором живут. Сочиняли и пели под фортепиано, баян, гитару, которая в ту пору была большой редкостью, обо всём подряд, вроде:

Снова я ушёл сквозь льды и туман,
Снова тоска и скитания,
Чтобы забыть твой коварный обман -
Ты не пришла на свидание.


Или же:

По морене, со страховкой или без,
С ледорубом я иду наперевес,
И шуршит по кулуару камнепад,
Но лавинных нам не выдали лопат.


Это примеры - не из лучших. Конечно же, были и очень сильные песни.
Из киевских исполнителей тогда был популярен Вячеслав Лизунов, душа туристской братии. В то время киевские авторы не писали каких-то особенных песен, как это видится сегодня. Одним из первых киевских "самодельщиков" считается Владимир Саратовцев (выпускник КПИ). Его песни "Усталые плечи", "Десять тысяч парней из КПИ" сразу были подхвачены туристами и распевались у костра. Осенью 1961 года в Киев возвратились выпускники КПИ Тамара Мищенко и Вячеслав Лизунов. Жили они тогда в полуподвальчике на территории Печерской лавры. У них единственных был магнитофон, и к ним собирались друзья послушать привезенные записи Окуджавы, Визбора и многих других авторов. Туристы привозили новые песни, услышанные в походах от свердловчан, новосибирцев, москвичей, питерцев. И уже зимой 1962 года В.Лизунов, Т.Мищенко и В.Садовенко выпускают написанный от руки и размноженный в нескольких экземплярах на копировальной "синьке" самиздатовский сборник туристских песен. Это был первый киевский сборник - наивный, наполненный романтикой, юмором.
В начале 60-х годов вся страна распевала песни Булата Окуджавы, Михаила Анчарова, Юрия Визбора, Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой, Александра Галича, Юлия Кима и других авторов, начали появляться первые клубы самодеятельной песни, проводиться первые конкурсы-фестивали. В Киеве с проведением конкурсов дела обстояли еще ничего: если не считать конкурсов песни в туристских секциях и на слётах, то с 1964 по 1972 гг.. было проведено 4 (по некоторым сведениям 5) городских. Первый конкурс туристской песни проходил в зале Института автоматики. Были первые лауреаты, были поощрительные премии. Конкурсы проводил городской клуб туристов. А вот клубов самодеятельной песни в Киеве тогда ещё не было. Были свои авторы и исполнители, такие как Елена Слесарчук, Наум Лисица, Валерий Винарский, Вадим Серый, Владимир Саратовцев, Леонид Сапожников, Эдуард Святский, был даже ансамбль "Льдинка" (тогда любили петь хором). Не все исполнители были туристами, они мало знали друг о друге, о песнях, многие "варились в собственном соку", и поэтому к концу 60-х возникла идея создания Клуба самодеятельной песни. Но "вождя недоставало", да и с трагической гибелью Ф.Брусиловского реализация этой идеи отодвинулась. А тут ещё на 3-м городском конкурсе песни в 1968 году жюри, состоявшее из наиболее активных организаторов и вдохновителей этих самых конкурсов, не сошлось с "общественным мнением" по поводу лауреатства тех или иных авторов. И благое дело чуть было не заглохло. Но сам процесс остановить было нельзя. Количество желающих петь свои песни и слушать их росло. И уже 24 декабря 1972 года в ДК "Пищевик"(потом центр искусств "Славутич", а ныне "Детский музыкальный театр" ) прошёл 4-й городской конкурс туристской песни, на котором в большинстве своём звучали песни другого, более глубокого пласта. Сыграли свою роль следующие факторы: приезд в Киев автора Нины Редкиной из Куйбышева (ныне Самара, с которой сейчас из самарцев никто не контачит), она привезла песни А.Дольского, возвращение после учёбы в московских ВУЗах Анатолия Лемыша и Ильи Ченцова, привезших с собой столичный дух и свои песни, появление ряда сильных уже тогда "городских" авторов.
С 4-го городского конкурса туристской песни начался новый этап, переломный и очень интересный для киевской самодеятельной песни. Громко заявили о себе Дмитрий Кимельфельд и Валерий Сергеев (в народе дуэт "Сергефельды" ), Владимир Каденко, Анатолий Лемыш и уже в те времена вовсю "поющийся" по стране Илья Ченцов. Сразу же после этого конкурса (10 января 1973 года) была воплощена идея создания КСП. Нина Редкина, Анатолий Лемыш, Илья Ченцов, Пётр Калита, Константин Жарковский, Нинель Пазырюк, Аркадий Голубицкий, Клавдия Шпилькерман (ныне Коновалова ) и еще двое ребят стали вдохновителями и организаторами первого киевского клуба СП. Первым председателем его стала Н.Пазырюк. Начинали свою организаторскую деятельность одни из создателей клуба песни "Костёр", организаторы не одной сотни подпольных в те времена концертов и "левых" слётов авторской песни ( т.е. незакомсомоленных), Леонид Духовный и Семён Рубчинский. Очень быстро с первых позиций были вытеснены авторы и исполнители 60-х, и уже к концу 70-х на всю страну распевалась только одна песня киевских шестидесятников - "Вальс в ритме дождя" Наума Лисицы (хотя песню воспринимали как народную), да и та постепенно вышла из традиционного туристского репертуара. С началом исполнения этой песни -

Солнца не будет, жди - не жди,
Третью неделю льют дожди,
Третью неделю наш маршрут
С доброй погодой врозь...


- начинал идти дождь при любой, даже солнечной погоде. А туристы - народ суеверный.
Как бы там ни было, думаю, что постепенно "белый лист" киевской авторской песни 60-х , начала 70-х годов заполнится более подробно. Тогда умели хранить и передавать традиции.

Другие публикации статьи в украинской прессе:
(Журнал "ГАЛАS" №1(4) 1997г., Киев (напечатан украинским языком, 42 ошибки при переводе, под названием "Вальс у ритмі дощу",
до "...то з 1964 по 1972 роки було проведено 4 міські конкурси." с обещанием "Далі буде",
"Далі" не было. Гл.редактор - А.Евтушенко))
(Газета "Краєзнавство та шкільний туризм" №4(9) 1997г., Киев (напечатан украинским языком под названием "Біла сторінка
київської авторської пісні", урезан как в лучшие советские времена. Литературные редаторы - Лидия Зозуля и Галина Ванина))