96002120 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Архив

Фотогалереи Пресса Тексты и Аудио Дискография Библиография

Шухрат Хусаинов – израильские гастроли  Ташлицкий Ефим  Интернетпубликация  25-11-05
Волшебник песен.

Часть 1. Начало.

Я имею в виду Шухрата Хусаинова, известного российского барда,
лауреата Фестиваля имени В.Грушина (1997 г.), завоевавшего в последнее
время завидную популярность не только в самой России, но и за рубежом,
у русскоязычной публики Израиля, Германии и США, уехавшей за последние
15-20 лет из страны, которая когда-то именовалась гордо – СССР.

    Авторская песня (или как принято ее еще называть – бардовская) –
есть ничто иное, как самовыражение души поэта в стихах, сопровождаемых
музыкальным инструментом, чаще всего – это гитара. Прекрасный
инструмент, мобильный, легкий, звучащий в унисон с человеческим
голосом. В руках мастера – это целый оркестр, выполняющий роль
аккомпаниатора. Сочетать в себе поэта, композитора и исполнителя –
значить достигнуть совершенства в данном жанре искусства. Одному из
тех, кому это удалось в полной мере и есть Шухрат Хусаинов.
    Возьму на себя смелость рассказать с чего начинался этот бард,
сделаю это на правах "крестного отца".
    Феномен Шухрата Хусаинова, творящего на русском языке, начался с
того, что до шести лет от роду он вообще не говорил по-русски. В его
жилах течет казанско-татарско-казахская кровь. Родился он в городе
Чирчик, Ташкентской области, неподалеку от знаменитого Чимгана и
Брич-муллы. Красивейшие места в предгорьях Тянь-Шаня. Родился в
прекрасной интеллигентной семье, где воспитывался в
традиционно-советской манере.
    Уже в раннем детстве, освоив русский язык, много читал. Читал
запоем, не зная меры, за что частенько был наказан отцом. Нет не за
то, что читал, а за то, что читал без конца. По признанию самого
Шухрата, это увлечение литературой обогатило его на всю жизнь и
подтолкнула самого писать стихи и мини прозу. До сих пор он не
перестает заниматься этим увлекательным делом. Даже будучи у меня в
гостях, в Израиле, постоянно ходил с книгой.
    С восьмого класса, примерно 1983-84 годы, наслушавшись песен
Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Суханова и других известных бардов, Шухрат
начинает писать свои первые песни и стихи. Потом поступление в
Самаркандский мединститут, участие в команде КВН,
где я и увидел, и услышал его впервые.
    Это был, если мне не изменяет память 1987 год. Игра между
командами КВН военного училища и мединститута. В середине конкурсов на
сцену выходит один из участников, и в сопровождении собственной гитары
(за 7 руб. 50 коп.) исполняет песню, явно собственноручно написанную.
Я, сидя в жюри, угадал это сразу.
    Поскольку мы с несколькими начинающими авторами организовали КСП –
клуб самодеятельной песни, и искали новые таланты, я и пригласил
Шухрата прийти на "очередное заседание" клуба. Помниться, что он
пришел не сразу. Через пару дней, проезжая на своем "Москвиче" вдоль
знаменитой в Самарканде "черной дороге" (на ней испокон веку грабили
прохожих), я увидел Шухрата, остановился и предложил ему прийти в
клуб.
    И он пришел. И спел нам свои первые песни, которые всем очень
понравились. Чувствовалось, что у парня огромный потенциал. И было
видно, что он явно подражал В.Высоцкому, но тексты, тексты выдавали
свежесть мыслей, образов, рифм, ритмики талантливого
барда.
    В те годы (1987-1993) через самркандский клуб "Доминанта" прошло
много прекрасных авторов и исполнителей. Достаточно назвать Зиннура
Миналиева, Тимура Ведерникова ("ГРАССМЕЙСТЕР"- Москва), которые
впоследствии стали братьями Шухрата. Кстати двоих его сыновей так и
зовут – Зиннур и Тимур.
    Можно продолжить этот список: Наталья Нестеренко, Татьяна
Демидова, Александр Хрипков, Валерий Белоусов, Борис Ведякин,
Вячеслав Старухин, Ольга Горелова, Наталья Карандаева, Светлана
Злотник, Регина Ташлицкая, ну и автор этих строк, естественно.
    Особо отмечу заслуги в создании клуба Аркадия Смирнова (Москва,
лауреат первого всесоюзного фестиваля авторской песни в Саратове). А
также известного автора-исполнителя Григория Пряхина, знающего,
по-моему, все песни Ю.Визбора.
    Вся эта компания, в том числе и ваш покорный слуга стали друзьями,
партнерами, наставниками родившегося барда, Шухи, как его по-дружески
называли все.


Часть 2. Фестивали.

    Первое выступление Шухрата на публике состоялось 25 мая 1988 года
в Самаркандском Доме культуры № 1. Уже тогда он вместе с Натальей
Нестеренко, Зиннуром Миналиевым стал признанным творческим лидером.
Одна из первых его песен, прозвучавших на концерте КСП "Доминанта",
было посвящение В.Высоцкому.
    В этом же году Шуха принял участие во втором самаркандском слете
авторской песни в ущелье Тепакуль (Зерафшанский хребет Памира).
Затем поездка со мной в город Талин, на всесоюзный фестиваль, но пока
в качестве пассивного участника. Выступали в основном в вагонах, где
жили все рядовые участники. Кстати эти вагоны переезжали с вокзала на
вокзал без предупреждения. Однажды, уйдя помыться в привокзальном
туалете, и вернувшись на перрон, мы обнаружили, что вагоны уехали на
другой вокзал, куда пришлось идти через весь город.. Так эстонцы
"любили" русскую авторскую песню.
   Потом выступление перед бардами в знаменитом питерском клубе
"Восток", где прошла первая по-настоящему семинарская работа с
анализом текстов, музыки, исполнения и т.п.
    !989 год – первая поездка КСП "Доминанта" в Норильск. "Узбеки" в
Заполярье, такого еще не бывало. О том, как самаркандцы попали на
норильский фестиваль, разговор особый и длинный. Опустим это.
Скажу лишь, что в тот год туда приехало девять человек и двое из них –
Шухрат Хусаинов и Тимур Ведерников произвели там фурор.
Шуха тогда стал впервые лауреатом серьезного и значимого фестиваля
("Посвящение Л.Старцевой" ).
    Следующим этапом была "грушинка". Вначале – 1989 год – дипломант,
1997 – лауреат. Между этими двумя датами поездки в Воркуту, и еще
десятки городов России. По признанию самого Шухрата, он жил в тридцати
двух городах Евразии. Сотни песен, стихов, война в Чечне, поиск самого
себя, встречи, разлуки, боль, разочарование, верность друзей, любовь,
страсть, предательства и снова поддержка друзей и близких,
неустроенность, метания – все это пережил юноша, так рано
повзрослевший ("… я был почти что стар – мне было восемнадцать…).
    Не знаю, что бы произошло с Шухратом, не повстречай я его тогда на
"Черной дороге" в Самарканде, но, думаю, в авторскую песню он все же
бы пришел.
    В этом разделе, который я назвал "Фестивали" многое не рассказано,
потому что в январе 1993 года я уехал с семьей в Израиль, и Шухрат
выпал из поля зрения, телефонные связи были редкостью, так как найти
его "по союзу" было нелегко.
Лишь с приходом в наш обиход Интернета, стало возможным получить
практически любую информацию о тех, кого ты считал потерянными
навсегда. Так случилось и со мной. Я нашел Шуху, и договорился с ним о
приезде на гастроли в Израиль.

Часть 3. Страна чудес


    Приезд Шухрата В Израиль – своеобразное чудо. Попасть в эту страну
по приглашению, а не по туристической визе, с фамилией Хусаинов далеко
не просто. Но нам посчастливилось и добрый ангел привел Шуху в страну
обетованную.
    Мы с ним не виделись долгих 14 лет. За это время он написал много
новых песен, которые к своему стыду я не слыхал. Такова уж была связь
между Россией и Израилем. Естественно, что разговоры о том, что было,
где наши ребята, как кто живет были бесконечны.
    Сразу отмечу, что узнав о приезде Шухрата Хусаинова в Израиль,
многие клубы тут же сделали заявки на концерты. Их было много –
творческих встреч прошедших с большим успехом. Отзывы были самые
восторженные. "Мы в буквальном смысле открыли для себя великолепного
автора, песни которого западают в душу, и хочется петь их, подпевать
ему на концертах,- это мнение Михаила Чеботарева, из знаменитой
"Чалмы". Володя Марченко (КСП Нетания):" Мы просто влюбились в эти
песни, очень высокий уровень". Часто слышались возгласы на концертах:"
Потрясающе! Такая лирика! Ничего подобного не слышали! Достойное
продолжение ряда Окуджава, Визбор, Высоцкий, Егоров…
    В ходе концертов стало ясно, что перед нами маститый автор
великолепных песен, тематика которых очень разнообразна. Здесь
трогательная и глубокая лирика, и военные песни. Песни юмористические
и сатирические, в общем – на любой вкус. А каково исполнение. Голос и
фактура самого автора, который едва выходит на сцену – зритель уже с
ним, уже ждет чего-то интересного, необычного. Его колоритная фигура,
мощный голос и владение гитарой оставляют после концерта неизгладимые
впечатления.
Но главное конечно сами песни, которых у автора огромное количество.
Песни, которые никого не оставляют равнодушными.

    В Израиле Шухрат принял участие в двухчасовой программе
государственного радио на русском языке. Вела передачу Лиора Ганн. Он
там отвечал на вопросы радиослушателей, пел, вел беседу с ведущей и т.
п. И вот итог – одна постоянная радиослушательница сказала, что из
всех гостей этой передачи, лучшим был именно Шухрат. Его стихи и песни
покорили русскоязычных израильтян.
Диски своих песен, а их на сегодняшний день пять ("Ученик волшебника",
"Сердце мастера", "Выходи по одному", "Течет река Вобля", "Между Бахом
и Шарманщиком" ), так вот диски расходились, как свежие пирожки.
    Каково было удивление самого Хусаинова, когда в каждом клубе
находились барды ( Давид Альтман, Мила Розенштейн, Сергей Золотицкий,
Юрий Киселев, Борис Шахнович, Сергей и Павел Зильберы), которые пели
его песни. Естественно – это было приятно.
    Но… Все проходит. И гастроли Шухрата пролетели незаметно. Две
недели поездок практически по всей стране - в Тель-авив, Хайфу, на
Мертвое море, на Кинерет и в другие места… Думаю, что он уезжал полон
впечатлений и, надеемся, с желанием снова вернуться сюда, где его с
нетерпеньем будут ждать новые друзья, новые слушатели.


                                             Ефим Ташлицкий,
                              Бард-клуб "Тыковка", г. Петах-Тиква,
                                                 Израиль.