95984888 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Архив

Фотогалереи Пресса Тексты и Аудио Дискография Библиография

Полмира впереди, полжизни за плечами  Грызлов Игорь  "Люди и песни", журнал № 1  01-01-05

Когда двадцать лет назад на одном из концертов в Москве Александр Медведенко спел песню «Почтальон», то громче всех аплодировал её автор - Булат Окуджава.А когда в начале 90-х в Киеве Окуджаву спросили в одном из интервью почему он мало выступает с песенными концертами, он ответил, что, дескать, сейчас появились исполнители такого уровня, что «мне самому делать это уже и не обязательно». И вновь назвал это имя: Александр Медведенко...
Решение взять в руки гитару у Саши появилось именно в тот момент, когда он впервые услышал песни Окуджавы. Тогда он учился в Симферопольском университете. Затем перевёлся в Днепропетровский на мехмат, а после окончания аспирантуры работал в институте с труднопроизносимым названием «Днепрпроектстальконструкция». Там он оказался в клубе авторской песни, где впервые познакомился с творчеством Никитина, Берковского, Егорова… А еще, там он познакомился со своей будущей женой Светой, с которой совсем недавно отметил серебряную свадьбу. В 70-е годы он стал лауреатом многочисленных фестивалей сначала как исполнитель, а потом, когда начал писать свои песни, уже и как автор. В 1990 году переехал в Израиль, где последовательно работал: сначала на фабрике по ремонту крупногабаритных шин, потом на другой фабрике, выпускавшей мелкие изделия из пластика, позже в маклерской конторе, и ещё некоторое время сторожил посёлки передвижных домиков под Нетанией – и все это в течение первых девяти месяцев израильской жизни.С апреля 1991-го работает на радио, и сейчас - один из ведущих радиожурналистов Израиля. В Израиле же состоялось ещё несколько его встреч с Окуджавой. В результате через несколько лет с благословения самого мэтра появился альбом «Музыкант» - Александр Дов (такой теперь псевдоним Медведенко) исполняет песни Булата Окуджавы. Кстати, совсем недавно Александр Дов вернулся из Америки, где участвовал в фестивале, посвященном Булату Окуджаве. Он вообще много
концертирует в Израиле и в Америке, жаль в наших краях бывает редко...
Юрий Визбор часто пел песни друзей. И многие из них стали сначала известны, именно, в его исполнении. Уж настолько Визбор был прекрасным исполнителем. Мне кажется, что в современной авторской песне автор Александр Медведенко - самый идеальный исполнитель. Я бы его назвал «Исполнителем с большой буквы». Что он бы не пел: Галича, Матвееву, Дулова, Визбора или Кима – это всегда получается у него здорово: вроде и бережно, но по-своему. И что самое главное и важное для жанра, когда он исполняет чужие песни - сразу появляется желание их петь.
Впрочем, исполнительский талант не единственная его заслуга. Он ещё и удивительный автор. Бывает, что автору достаточно написать только одну песню, чтобы стать знаменитым. «Бригантина», «Мы с тобой давно уже не те», «Жёлтый цыплёнок», «А всё кончается», «Берёзовый сок», «В лесу родилась ёлочка», «Бесаме мучо» - не знаю, все ли назовут авторов этих песен, и что они ещё написали. Но достаточно и того, что эти песни сами по себе уже обессмертили своих создателей. Их поют и, думаю, ещё долго будут петь. А значит, будут жить и авторы. Так случилось и с Александром Медведенко, когда он десять лет назад написал песню по грустному поводу – трагически погиб Евгений Клячкин, с которым они особенно сблизились в Израиле. Хотя знакомы были давно – еще с одного из первых фестивалей, где Саша стал лауреатом, а Клячкин, председательствовавший в жюри, благословил его на дальнейшее написание песен. Песня получилась глубоко личная и грустная, как бы продолжающая один из их последних ночных разговоров, который они вели, возвращаясь с общего концерта.


Не верьте никому, ничьим слезам не верьте,
ничьим словам не верьте - ни славе, ни хуле.
Один и тот же лик у жизни и у смерти
в любые времена и на любой земле.

Есть только Высший суд, и только личный опыт:
натруженные стопы, морщины на челе,
надежд или молитв сливающийся шепот
в любые времена и на любой земле.

От перемены мест меняются пейзажи,
занятия и даже закуска на столе,
но близкие мои любимы мной все так же
в любые времена и на любой земле.

Что в сутолоке Москвы, что в буйстве Тель-Авива
судьба неторопливо качает на крыле.
И, значит, можно жить, и можно быть счастливым
в любые времена и на любой земле.


Неожиданно для автора песня моментально стала популярной. Любой исполнитель старается включить её в свой репертуар. Лучшие исполнители Галина Хомчик и Алексей Брунов записали её на своих дисках. Она вдруг стала шлягером в авторской песне, что совсем уже вроде было немыслимо в наше время. На последнем Международном Фестивале «Петаккорд 2004», куда Александр Медведенко, постоянный член жюри, не смог приехать, приз зрительских симпатий получила исполнительница Светлана Спесивцева… с этой песней.
Я слышал как её поют в разных странах мира, называя гимном эмиграции. Почему такая популярность? Думаю, что в ней, как и в другой известной «Нам нелёгкие достались времена», Саша смог как никто другой передать всю боль нашего мира, когда близкие люди оказались разбросанными по разным странам.


Но, как прежде, просыпаясь поутру,
От тревоги и предчувствий умирая,
Я осколки старой вазы собираю,
Собираю, но никак не соберу.


Мне кажется, что Александр Медведенко своим творчеством пытается собрать и сделать нас чуть-чуть ближе и добрее друг к другу. И вроде у него это получается.
На фирме «Мелодия», уже, после того как Саша уехал из страны, вышла его авторская пластинка «Дом на берегу реки». Александр Городницкий на её обложке написал, что на смену авторам шестидесятых пришли новые, и Медведенко один из них. Ох, как он был прав! Теперь уже без Александра Медведенко-Дова невозможно представить авторскую песню и двадцать первого века.
Когда у Саши спросили, как он пишет, и почему пишет мало, он ответил так: «процесс творчества остался для меня загадкой. Либо господь Бог тебе что-то диктует, либо не диктует. Вот когда он диктует, я и стараюсь это услышать. А выдавливать из себя нечто просто ради того, чтобы написать новую песню, я так и не научился.».
Недавно Саша «услышал» песню с рефреном, вынесенным в заглавие статьи:


Не знаю, где и как я голову сложу,
Окажется мой путь коротким или длинным,
Ни в линии судьбы того не нахожу,
Ни в зелени морской, ни в пламени каминном.
А впрочем, что за толк угадывать ответ,
На кой, скажите, чёрт, мне лишние печали.
Я в разноцветный грунт впечатываю след -
Полмира впереди, полжизни за плечами.

Не перестроить мир, не переделать дел,
И не хватает рук, и голова всё пухнет.
А важно лишь одно, чтоб дом не оскудел,
И птичка-говорун чирикала на кухне.
Уж сколько лет подряд всё также день и ночь
Я на неё смотрю влюблёнными очами,
Не верю колдунам, гоню цыганок прочь.
Полмира впереди, полжизни за плечами.

Пока жива любовь, иным не дорожу,
К богатству не стремлюсь, молиться не рискую,
Не знаю где и как я голову сложу,
Но мысленно твержу я песенку такую:
- Дай Боже мне прожить, не опустив лица,
И думать в смертный час, представ пред палачами,
До самого конца, до жгучего свинца:
«Полмира впереди, полжизни за плечами».


Назвал он эту песню «Середина пути», а говорит про неё так: «Мне очень хотелось бы всегда чувствовать, что прожито лишь полжизни, что многое, может быть даже лучшее - ещё впереди. Очень хотелось бы до последнего дня жить с этой верой.
Александру Медведенко (или Александру Дову) исполнилось пятьдесят лет. Пожелаем ему счастья, исполнения всех его желаний.
Знаю, что он только что подготовил моноспектакль «От всей души и от себя лично» - «Юрий Визбор в песнях и записных книжках» Удачной премьеры!
И очень надеюсь на скорую встречу с ним и, конечно, с его новыми песнями.